Кемерово

Реформа ЖКХ провалена. Что делать?

15.03.2016


На фоне повсеместного снижения уровня жизни, вызванного уменьшением реальной заработной платы, подорожанием продуктов и товаров народного потребления, ситуация в ЖКХ остается стабильной и надежной.

Жилой фонд стабильно переходит в категорию трущоб, капитального ремонта требует каждый второй дом, а тарифы постоянно растут. Радует надежность отрасли – граждане деньги платили, и будут платить.

Эта стабильность и надежность  выгодна ограниченному кругу лиц – владельцам управляющих и ресурсоснабжающих организаций, и конечно чиновникам, с позволения которых каждый на своем месте распределяет денежные потоки от населения.

В 2004 году приняли Жилищный кодекс, как ознаменование глобального реформирования сферы ЖКХ, в целях формирования конкурентного рынка управления жилым фондом, снижения стоимости платы за ЖКХ и повышения качества оказываемых услуг.

Однако отсутствие положительных изменений до настоящего времени, рост аварийного жилья и аварий коммунальной инфраструктуры, бесконтрольное ежегодное повышение тарифов достаточно определенно свидетельствует о полном провале реформы. Если не сказать больше.

А больше можно сказать следующее. Сложившаяся ситуация в ЖКХ это отличный пример не работающих законов, порождающих развал системы, разъедаемой полным бездействием региональных властей. Работа чиновников в ЖКХ сводится к принципу: мы ничего не видим, а вы делайте что хотите.

Только вот платим за это все мы с вами - деньги изымаются напрямую из нашего кармана, именем и под защитой закона. Ресурсоснабжающие организации – бесконтрольным ростом тарифов, которые утверждаются теми же региональными чиновниками по обоюдному согласию и предложению монополистов. Управляющие организации за счет наших платежей за ремонт и содержание наших домов,  ничего не делая, предлагая взамен пустые отчеты, чувствуя свою безнаказанность.

Таким образом, провал реформы ЖКХ связан с тем, что его реализацией занимается чиновник.

Общим знаменателем коррумпированности любой сферы, включая ЖКХ, является участие чиновника, поскольку он принимает решения, утверждает и контролирует все процессы.

Система работает просто: чиновника контролирует другой чиновник, которого не контролирует никто. Как итог – закон не работает.

Вот пример явного бездействия чиновников на территории всей Кемеровской области, благодаря которому каждому кузбассовцу по-крупному залезли в карман.

Как известно работу управляющей организации можно и нужно контролировать. Один из самых простых и доступных способов – изучение отчетов о проделанной работе. В 2010 году приняли нужный и правильный документ – Постановление правительства № 731– Стандарты раскрытия информации управляющими организациями.

Согласно этому Стандарту управляющие организации на официальном сайте www.reformagkh.ru должны размещать отчет, который поможет установить – что и  сколько конкретно сделали по каждому обслуживаемому дому, и сколько за это заплатили.

Контроль за размещением отчетов на официальном сайте осуществляет Жилищная инспекция Кемеровской области, под чутким руководством не безызвестной Гайденко И. В. (с 2005 по 2013г. работала в областном департаменте ЖКХ). Но оказывается, что таких отчетов нет. А если и есть, то он не дают никой информации – пустышки с набором бессвязных цифр.

Таким образом, на территории Кемеровской области сложилась ситуация, при которой проконтролировать работу управляющих организаций, изучив отчет, обязательный для раскрытия, попросту нельзя. Это значит, что кузбассовцы лишены возможности определить, что было сделано, когда, в каком объеме и по какой цене. То есть, по сути, в регионе никто не следит за жилым фондом. Из всех процессов по управлению домом эффективно выполняется только один – сбор денег с населения.

Подчеркиваем, в Кемеровской области контроль за управляющими организациями осуществляет Жилищная инспекция. Контроля нет. Своим бездействием Жилищная инспекция создает  все условия для преждевременного разрушения жилого фонда – за те деньги, которые мы платим, делается самый мизер – по принципу затыкаем дыры, везде приписки, отчетов нет, проверить ничего нельзя.

В ситуации, когда жилищная инспекция на стороне управляющих организаций, что может сделать собственник?

Самостоятельно судиться и выявлять махинации и приписки? Но на место засуженной управляющей организации появляется клон, с точно таким же составом – те же владельцы, руководство, штат и адрес. Кто выдает лицензию на управление этим же лицам? Жилищная инспекция Кемеровской области. Кто контролирует раскрытие информации? Жилищная инспекция.

То есть, подчеркиваем – Жилищная инспекция Кемеровской области является органом, выписывающим индульгенцию людям, владельцам управляющих организаций, на безнаказанность и возможность изымания средств граждан именем закона.

Каждое слово подтверждено практикой. Так, автор этой статьи в 2013-2014 году судился с Жилищной инспекцией Кемеровской области в виду ее бездействия при осуществлении контроля за деятельностью управляющей организации.

И Кемеровский областной суд согласился с нашей позицией, указав: «бездействие Государственной жилищной инспекции Кемеровской области не только не соответствовало указанным требованиям закона, но и нарушало права заявителя, в части признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, выразившееся в бесконтрольности за деятельностью управляющей организации ООО «Стимул» по надлежащему содержанию, эксплуатации и своевременному ремонту общего имущества дома, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению».

Но этот суд оказался бессмысленной работой: указанная организация благополучно скрылась от ответственности – ее начали ликвидировать. И при поддержке администрации создали новую организацию, к старому названию прибавили УК, и ООО «Стимул» превратилась в ООО «УК «Стимул». Жилищная инспекция выдала новой организации лицензию, и в том же составе владельцев ООО «УК «Стимул» благополучно собирает деньги с населения дальше, до новой ликвидации.

Подобное происходит по всей Кемеровской области. Примеров много – про всех писать места не хватит. Так работает система ЖКХ в Кемеровской области.

Самое страшное, что  платить за это бездействие чиновников из Жилищной инспекции придется нам с вами из собственного кармана.

На перспективу это означает – каждого из нас ждет беда.

Еще в 2011 году, будучи премьер-министром, нынешний Президент РФ Владимир Путин отметил: «У нас для того, чтобы отремонтировать имеющийся жилой фонд, по предварительным расчетам, необходимо более 3,5 триллиона рублей, а чтобы отремонтировать инфраструктуру — еще более 6 триллионов рублей».

То есть всего нужно более 9, 5  триллионов рублей, чтобы не допустить коллапса инфраструктуры ЖКХ и превращения страны в территорию трущоб. К слову сказать, бюджет на 2016 год составит 13 триллионов рублей, всего расходы - 16 триллионов рублей. Бюджет с минусом в 3 триллиона рублей. В бюджете денег нет. Чтобы решить все проблемы ЖКХ, нужен еще один годовой бюджет страны. Программа капитального ремонта, по которой мы вынуждены платить до 2043 года, провалена (об этом отдельная статья).

В итоге мы имеем – на протяжении 12 лет (с 2004 года) собственники отдавали деньги управляющим организациям, которые вместо ремонта домов направляли и направляют деньги не известно куда, проверить это нельзя, отчетов нет, и в обозримом будущем никто эту ситуацию менять не собирается. Жилищный фонд разваливается. Жилищная инспекция молчит.

Очевидно, что провал реформы ЖКХ, вызванный тотальным бездействием чиновников на региональном уровне будет полностью компенсирован за наш с вами счет. Вопрос лишь в том, хватит ли сил и терпения у граждан. А что делать?

Сегодня эту проблему на местном, региональном уровне, что называется еще вчера, нужно решать следующим образом.

1. Менять руководство Жилищной инспекций Кемеровской области.

2. Создавать из представителей общественников и политических сил, не связанных с чиновниками, при Жилищной инспекции общественный совет, который будет давать оценку деятельности этого органа власти.

3. Новое руководство Жилищной инспекции, под контролем общественного совета, проводит ревизию раскрытия информации всех управляющих организаций области.

4. Региональная власть в лице губернатора, назначившего нынешнее руководство Жилищной инспекции Кемеровской области, разрабатывает программу привлечения общественных организаций к осуществлению общественного контроля за деятельностью управляющих организаций по всему региону.

Это то, что должна сделать региональная власть.

Мы же в свою очередь предприняли следующие действия – обратились в суд с исками к 10 управляющим организациям города Кемерово, которые вместе обслуживают более половины жилого фонда города Кемерово. Вот список привлекаемых к ответственности управляющих организаций, благополучно получивших лицензии на безнаказанные поборы с населения:

ООО "УК "Жилищник"

ООО УК" Жилищный трест Кировского района"

ООО "Гарант+"

ООО "Молодежный"

ООО "ЮЖНЫЙ"

ООО "УК"Радуга"

ООО УК "РЭУ-10"

ООО "УК РЭУ-1"

ООО "Жилищно-коммунальный трест"

ООО "УК "РЭУ №19"

ООО "РЭУ-9"

ООО "Шалготарьян"

Этими исками мы хотели достичь следующих целей:

Заставить через суд указанные управляющие организации раскрыть информацию, что в дальнейшем можно было проконтролировать, куда были направлены денежные средства граждан.

 Показать региональным и федеральным властям, что закон не исполняется повсеместно, Жилищная инспекция Кемеровской области не делает ровным счетом ни чего. Все отчеты перед депутатами, губернатором – это пыль в глаза.

Отдельно обратить внимание губернатора на необходимость создания центров общественного контроля в сфере ЖКХ, во всех муниципалитетах региона, что успешно применяется на практике в соседних регионах (прекрасный пример – Новосибирская область).

Привлечь внимание федеральных властей, в лице депутатов Госдумы, Правительства и Президента к действительно важной проблеме – необходимость срочного реформирования ЖКХ, где ключевую роль на компетенциях контроля исполнения законов должна отводиться общественным организациям, как не зависимой от чиновничьих кланов гражданской силе.

Это позволило бы дать возможность независимым специалистам, в лице тех же общественных организацией, больше полномочий для обращения в судебные органы в защиту прав неопределенного круга лиц – защита на опережение. Что стало бы серьезной подвижкой, революционным шагом в системе функционирования ЖКХ, поскольку в отличие от тех, кто сегодня пытается поймать коррупционеров (прокуратура, жилищная инспекция, администрации городов) общественники не находится ни от кого в положении подчиненного, с ними нельзя договориться, их карьерный рост не зависит от других чиновников, их цель это конкретный результат по разоблачению будь то монополиста или чиновников, устанавливающих тарифы, или просто управляющей организации.

Поэтому если мы хотим видеть положительный результат в жилищно-коммунальной сфере в целом, то нужно дать зеленый свет гражданскому обществу, способное дать фору, при осуществлении контроля, всем работникам прокуратуры, жилищной инспекции и администрации муниципалитетов вместе взятых. Однако для этого нужно менять законодательную базу на уровне Государственной Думы Российской Федерации.

 

Статья подготовлена руководителем Кемеровской региональной общественной организации по защите прав потребителей и собственников жилья «Наш дом» Кустовым Романом. Электронный адрес сайта общественной организации ozp42.ru.

Автор: Роман Кустов

Дополнительные ссылки