Кемерово

Федеральный Совет "ЯБЛОКО" 13-14 декабря 2014г.

15.12.2014


   В г. Московский 13-14 декабря 2014г. состоялся Федеральный Совет партии "ЯБЛОКО". Делегаты съехались со всей страны. От Приморья и Владивостока до Санкт-Петербурга и Калининграда.

1. IMG_22472. IMG_22493. IMG_22504. IMG_22515. IMG_22526. IMG_22537. IMG_22548. IMG_22559. Сергей Митрохин IMG_225710. Григорий Явлинский IMG_225911. член ЦИК РФ от партии "ЯБЛОКО" Елена Дубровина IMG_226412. депутат Псковского областного собрания депутатов Лев Шлосберг IMG_2265

 Выступление Григория Явлинского:

Дорогие друзья, я очень рад всех видеть в это сложное время, рад встретиться с вами на Федеральном Совете партии, который обсуждает самые главные политические вопросы.

В моем выступлении я коснусь самых существенных позиций по политическим вопросам. Это наша позиция по Украине и политическому курсу, который проводится с 2012, и уже открыто и ясно оформился в последний год. Вы все, я уверен, как члены Федерального совета, прекрасно знаете, что в развернутом виде все это изложено в решении Политического комитета. Но я все же хотел бы обратить ваше внимание на наиболее существенные характеристики экономики.

Чтобы было понятно, что с нами произошло в этом году, приведу только одну цифру.

Суммарная капитализация российского рынка акций с начала текущего года по ноябрь снизилась на 234 млрд долларов. Эта сумма, которая образовалась - $531 млрд - это капитализация одной только компании Apple. Вот что означают неуместные игры в геополитику в экономической системе, которая еще не встала на ноги и обладает огромными трудностями и недостатками. Вот к чему это приводит. Если просто говорить с рыночных позиций, то такая оценка означает, что капитализация российского фондового рынка с начала года рухнула на 35%.

Это, конечно, экономические абстракции, но за этими абстракциями видна характеристика того, что сегодня происходит. К какому же результату мы приходим с вами в конце года? Мы, очевидно, будем иметь нулевой экономический рост, может, полпроцента. Мы будем иметь официальную инфляцию... Я сейчас буду оценки давать только близкие к официальным, то есть самые оптимистические, а вы уже у себя в регионах почувствуете, какую мы будем иметь инфляцию к концу года. Официальная инфляция будет около 10%. реальный рост доходов граждан будет нулевой, то есть, его не будет. Отток капитала примерно составит около $130 млрд. Порядка 20% - снижение золотовалютных ресурсов.

Ну а чемпионом всей этой истории является наша с вами национальная валюта. Она в себя впитала все эти проблемы. Национальная валюта - это такая экономическая категория, в которой отражаются все политические и экономические проблемы, происходящие в стране. По тому, как соотносится наша национальная валюта с другими валютами, мы всегда можем определить, в каком состоянии наша экономика.

С начала года рубль стал рекордсменом падения среди 170 национальных валют мира. Единственным исключением является нетрудно догадаться кто - это гривна. Правда, нужно сказать, что в последние три месяца скорость падения рубля превысила скорость падения гривны. Есть специальный индекс, измеряющие валюты. И вот, индекс валют развивающихся стран в этом году в целом пострадал в связи с экономическими проблемами мирового масштаба и просел примерно на 7%. Но в России этот показатель снижения составил 49%.

Я должен сказать вам, что еще год назад на Федеральном совете мы тоже касались экономических проблем, и тогда цена на нефть была очень высокая, но рубль начал снижение как только впитал в себя информацию о том, что экономический рост 2013 года составил 1.3%, то есть, снизился почти в 2 раза по сравнению с предшествующим годом. Как только на рубле это отразилось, рубль начал свое путешествие вниз.

Как работала эта система? Мы много раз об этом говорили, но сейчас вы хорошо можете это понять. Действительно, в стране видны очевидные, ключевые экономические и социальные проблемы.

Многие из них были отражены в так называемых майских указах президента. Было известно, что их надо выполнять. Как же пытались их выполнять? Не за счет создания механизмов решения этих социальных проблем, а за счет просто накачки финансами. Ну, так хорошо, если есть эти деньги, они поступают в страну, вот так решается этот вопрос, но после того, как они сокращаются, а указы и решения выполнять надо, начинается изъятие этих денег. То ли в виде налогов, то ли изъятие накопительных пенсионных взносов, которые использованы на фондирование банков и компаний и ушли в бюджет. Ужесточается налоговый контроль вплоть до превентивного возбуждения уголовных дел на предпринимателей. Только вдумайтесь. Вы это знаете сами, поскольку живете по всей Россией и с этим сталкиваетесь.

Такая политика, безусловно, сулила на долгое время стагнацию, то есть, торможение, остановку. Поэтому очень важно отметить, что проблемы национальной валюты в нашей экономике были и без конфликта с Украиной, и без всяких санкций, и самое главное - без всякого падения цен на нефть. Ну а уж когда это все собралось вместе...

В чем же была проблема? Мы много раз с вами обсуждали. Но одной из наиболее существенных проблем был категорический отказ правительства страны от глубоких системных, как говорят экономисты, институциональных экономических реформ.

Мы неоднократно вносили с вами развернутые предложения по самым ключевым институциональным проблемам. Например, по проблемам собственности. Мы говорили, что права собственности должны быть безусловно защищены. Что необходимо закрыть тему залоговых аукционов. Что необходимо, наконец, через 25 лет после начала реформ решить проблему неприкосновенности частной собственности. Эта тема была настолько очевидна, что она всеми была услышана. Включая даже президента, он даже об этом говорил во время своей избирательной кампании прямо в этой редакции. Но не было сделано ни одного шага. Потому что ситуация с крупной частной собственностью и ее низкой легитимностью используется в целях политического шантажа, которая доводится просто до абсурда.

Сейчас вы можете видеть такую акцию устрашения на том, что происходит с АФК «Система» и Евтушенковым. Кстати говоря, - и это очень интересный аспект, после рассмотрения в суде дела по "Башнефти" одним из выводов этого разбирательства является то, что теперь по факту отменены сроки давности. То есть, сделана массированная подготовка к новому политическому курсу, чтобы уже предприниматели просто вообще молчали, я не знаю, с какой силой. И доходит это до абсурда. Я думаю это первый случай в мировой юридической практике, когда защита господина Евтушенкова отказалась обжаловать домашний арест, дальше цитирую: "Из уважения к решению Басманного суда". (смех, аплодисменты в зале) Это, по-моему, вершина, думаю, здесь есть чему аплодировать. Потому что додуматься до такого решения с точки зрения юристов - вещь, конечно, необычная.

Точно так же, как в этом зале и уже в этом составе Федерального совета мы с вами обсуждали программу "Земля – Дома - Дороги". Что мы тогда говорили? Мы говорили, что эта программа необходима с одной стороны потому, что у России есть ресурсы для этого, а с другой стороны потому, что необходима программа развития внутреннего спроса. Это беспрецедентная программа развития внутреннего спроса, которая освободит нас от зависимости наших сырьевых экспортных отраслей, от сырьевого экспорта. И это вновь было полностью проигнорировано. Прошли мимо, как будто никаких предложений и не было. Это же касалось и дорожной карты российских реформ, целого ряда существенных предложений, которые были высказаны в последние 15 лет. Результатом всего этого и был экономический рост в 2013 году 1.3%. Вот эти институциональные проблемы выразились в том, что экономика осталась сырьевая, с очень плохим инвестиционным климатом, с серьезным технологическим отставанием, со слабыми институтами, такими, как судебная власть, слабые суды, законы, слабое исполнение законов, низкий уровень государственного управления в целом.

А при этом перед нами стоят колоссальные задачи, от которых теперь некуда уйти. Например, теперь можно абсолютно уверенно говорить, что в бюджете должны быть предусмотрены расходы на экономическое содержание Крыма - это не менее 300 млрд рублей в год. Это самая оптимистичная оценка. Думаю, они будут многократно больше. Нужны расходы на то, что происходит сейчас на Востоке Украины, особенно зима и экономические трудности. А там живут миллионы людей, которых ввергли в эту экономическую авантюру. И это вам не Приднестровье, оно не разрушалось, а сейчас в Донбассе все разрушено, там все системы жизнеобеспечения надо будет восстанавливать. И фабрики, и заводы. Если кто-то думает, что это можно будет сделать как с Олимпиадой - поручить олигархам отстроить Донбасс, - не получится, потому что сейчас кредиты недоступны. Это все взаимосвязанные вещи. Военные расходы России - 4.5% ВВП, это в 2 раза выше, чем среднемировые военные расходы. Расходы стран НАТО - 2.5% в среднем. И при этом надо же понимать, что при том, что у них 2.5%, а у нас 4.5%, у них объем ресурсов в 7 раз больше. Поэтому зачем гонку здесь устраивать, пытаться кого-то догнать, перегнать? Мы же уже один раз так делали, все знают, чем это закончилось. Зачем этим заниматься еще раз сначала? Тем не менее, на ближайшие годы планируется рост военных расходов на 61%. А образование - 23%. А по здравоохранению мы находимся на 134-ом месте из 207 стран по продолжительности жизни. Ну, разве не понятно, чем надо заниматься?

Но если говорить с экономической точки зрения, то для выполнения тех задач, которые перед нами стоят, вот если считать это задачами, которые сформулировало руководство страны, то для их выполнения нужен экономический рост не менее 5% ВВП в год, а он у нас будет нулевой. И цена на нефть должна быть $110-115, и при $100 уже рост останавливается. А сейчас я ехал на Федеральный Совет, и там в новостях речь шла о $62 долларах, по-моему. Надо понимать, что, когда мы говорим о том, что мы бросаем вызов и считаем, что можем нарушить все сложившиеся международные правила, то сегодня Россия представляет 3% мирового ВВП, а страны, которые теперь являются нашими оппонентами, вместо того, чтобы быть партнерами, - 45% ВВП. И то не все - это только США и Евросоюз. Но надо же представлять реальную картину, иметь связь с реальностью, прежде чем принимать различные решения.

Теперь я обращаюсь к вам. Сейчас есть очень много разных мифов. Например, есть миф о внезапном немедленном и срочном импортозамещении. Возьмем хотя бы сельское хозяйство. Вот прямо сегодня заместить будет просто нечем. Но вы же знаете, что электроэнергия, горючее и другие ресурсы - очень дорогие. На чем будет основано внезапное и такое быстрое импортозамещение? Кредиты исключительно дорогие. Кстати говоря, проблемы с ценами и с рублем тоже связаны с тем, что очень высокие ставки по кредитам, и они все включаются в цену. Коррупция - сколько денег не отпускай, там куда-то все исчезает, все знают, куда. Просто посмотрите, сегодня цена на импорт 1 килограмма мяса из Европы меньше, чем его производство в России. Вот в чем проблема.

Ясное дело, что в таких условиях большинство проблем будут решаться за счет налогов. Введение налога на недвижимость, введение прогрессивной шкалы, налоги на дивиденды, спецсборы за занятие бизнесом - все это можно продолжать довольно долго. В целом, если суммировать картину, то наши экономические проблемы лежат не вне России, а внутри ее экономического механизма. Это структура экспорта, качество институтов, недостаточные расходы на культуру и образование, социальные и демографические показатели России. И дело здесь не только в том, что цены на нефть высокие или низкие, а в том, что нефть и газ составляют две трети российского экспорта. А продукция высоких технологий всего 7%. Так вот, может быть, чем надо было бы заниматься?

Кстати, должен сказать, что сегодня доля сырья в российском экспорте больше, чем она была 15 лет назад. И, соответственно, вот вам итоги 15 лет. И, соответственно, выросла уязвимость российской экономики.

Я думаю, что нам надо тратить усилия на то, чтобы хоть один российский университет вошел в сотню лучших университетов мира. Вот чем скорее нам надо было бы заниматься, а не тем, на что сегодня тратятся огромные ресурсы. Следовательно, проблемы с рублем связаны с низким качеством государственного управления в России. И то, что происходит с рублем - это ответ российской экономики на ту политику, которая сегодня проводится. Можно сказать даже так, что против российского рубля работает вся система государственного управления и вся российская политика.

К этим проблемам политика добавилась таким образом, - я должен коротко сказать, что кризис экономический, в который сейчас мы с вами вошли, он очень отличается от кризиса 1998 года или 2008 года. Отличается он потому, что там не было политического фактора. Там были серьезные экономические проблемы разного калибра. В 1998 году чисто российские, в связи с авантюризмом российского руководства. В 2008 году это был кризис, охвативший всю мировую финансовую систему. А сейчас другое дело. В чем причина? Главное - это изменение в последние три года политического курса, замена естественного, исторически обусловленного движения России к европейской системе жизни на так называемую евразийскую, то есть, антиевропейскую. В этом исходная причина. В чем смысл? Смысл в том, что для сохранения власти происходит отказ от политической конкуренции, от механизмов реальной смены власти и обновления ее, отказ от разделения властей, от независимости судебной системы, происходит отказ от неприкосновенности частной собственности, отказ от принципа "закон одинаковый для всех". Вот что такое европейский образ жизни. Проще говоря, независимый суд, закон одинаковый для всех, неприкосновенность частной собственности, отсутствие пыток, исполнение законов, правовое государство. В условиях нового политического курса это заменяется государством корпораций, государством, преследующим интересы некоторых корпораций. Ну и продолжением этого является отказ от международного права и различных договоров, и отношение к ним так же, как к законам в России: какие хотим, исполняем, какие не хотим - не исполняем.

Позиция по отношению к Украине была политикой насильственного втаскивания Украины в эту евразийскую модель. Из-за этого произошел конфликт.

На самом деле, суть этого вопроса заключается в том, что это разрыв постсоветского пространства, потому что все постсоветские республики представляли свое будущее как европейское будущее, и это было предпосылкой мирного завершения советской системы. То, что происходит сейчас, - это движение совсем в другую сторону. В итоге, вот ответ, почему это произошло. Допущена серьезная политическая ошибка, свидетелями которой вы все являетесь. Она происходит прямо на наших глазах. Она рукотворная. Это неправильный шаг. Это просчет, ошибка в прогнозе, неправильная оценка последствий, это переоценка того, что иногда называется влиянием Realpolitik, или влиянием "реальной политики", того, что деньги решают все вопросы, что материальная заинтересованность бизнеса мирового торговать с Россией всегда будет доминировать в политических оценках. Оказалось, что это не совсем так, мягко говоря.

Теперь я перехожу ко второй части - прогнозу. Думаю, что этот вопрос очень важен. Опять же, все оценки, которые я сейчас буду приводить, - это прогнозные оценки, самые оптимистические из того, что можно обнаружить. Министерство экономики заявляет, что самое острое время роста потребительских цен придется на февраль-март 2015 года. Министерство экономики утверждает, что рост цен будет 10-12%. Предприниматели, особенно работающие в ретейле, то есть в розничной торговле, с продовольствием, говорят, что, по их оценкам, рост цен по сравнению с ценами лета, составит от 20 до 40 процентов. Так говорят те, кто занимаются продовольствием. Это совершенно не удивительно, это связано с тем, что произошло с национальной валютой.

Министр Улюкаев говорит, что в 2015 возможно увеличение безработицы. Хотя официальный уровень безработицы в нашей стране, к счастью, очень низкий, скрытая безработица огромна. Это когда люди ходят на работу и получают символическую зарплату. Такая скрытая безработица в промышленных отраслях, я думаю, составляет, наверное, 15%. Конечно, эта проблема чрезвычайно обострится. Безусловно, в будущем году можно ожидать снижения реальных доходов населения. Если в этом году будет ноль, в следующем году будет снижение. И даже официально министерство экономики планирует снижение реальной заработной платы и снижение реальных доходов населения. Они повысили свои прогнозы очень существенно. По оценкам министерства экономики - на это я хотел обратить ваше внимание - санкции сохранятся весь 2015 год. Это означает закрытие мировых рынков капитала для абсолютного большинства крупнейших российских компаний и банков. И для инвестиций это означает неопределенность и очень серьезную экономическую неуверенность. Что касается цены на нефть, это обсуждать очень тяжело, затруднительно, поскольку это вещь такая мало прогнозируемая. Отмечу, что этой осенью было очень много прогнозов, их делал и Президент, и Игорь Сечин, делали самые разные прогнозы на самом высшем уровне, и пока они все не оправдываются. Они говорили, что нефть не будет ниже $90, потому что все игроки только в этом заинтересованы, а я хочу сказать вам последние сводки: покупки на будущее, так называемые опционы, покупки на декабрь 2015 года сейчас идут по цене нефти $40.35 за баррель. Уже сделки заключается на декабрь 2015 года по цене $40-35. И объемы этих сделок уже довольно большие, значительные. Они просто с нуля стали подниматься. Отсюда и самый оптимистический прогнозный курс рубля, если он удержится до 60 рублей за доллар - это самый оптимистический прогноз. Что касается инфляции, я вам уже сказал.

Я хотел бы подчеркнуть, что мы сейчас, глядя на экономические прогнозы будущего года, что модель российской экономики, основанная на потреблении доходов от нефти, окончательно развалилась. На самом деле, события привели к тому, что та модель экономики, которая была, она развалилась. Постепенно все двигатели экономического роста прекращают свое действие. Это инвестиции, доля инвестиций в ВВП, доля валовой добавленной стоимости падает, спад потребления при снижении реальных доходов очевиден, долговое бремя большинства отраслей очень большое. Короче говоря, в такой экономике нужно было бы проводить исключительно дружелюбную по отношению к бизнесу политику, но никакой дружественности с точки зрения политики экономика не получила. Конфликт с Украиной, с развитыми странами, конфликт с Европой надежно закрепил эту ситуацию. Таким образом, экономика в целом подошла к состоянию рецессии.

Теперь мы вступили, я назову это профессиональным термином, вы теперь его будете часто слышать, в инфляционно-девальвационную спираль. Это когда инфляция цепляется за девальвацию, и они не могут остановиться. Это такой появляется замкнутый круг. А шире - это один из самых болезненных элементов стагфляции.

В целом прогноз - непредсказуемость. Предсказывать развитие экономики в этих условиях - дело неблагодарное. Но понятно, что оно будет турбулентным, с очень большими прыжками и в целом будет двигаться в неблагоприятном направлении.

Возникает вопрос - и это заключительная часть - что с этим делать?

Исходя из тех причин, что я назвал, фундаментальное решение этой проблемы - это общая цель России и Украины, да и всей Европы, да и всего мира - движение по пути развитых стран, по европейскому пути. Когда это общая цель... Вообще говоря, преодолевается конфликт тогда, когда есть общая цель. А общая цель России и Украины - двигаться по европейскому направлению. Еще раз повторю, дело не в Брюсселе и не в евробюрократии, и не в том, какие они там принимают решения, - а дело в том, что нужно стремиться к тому, чтобы судебная власть была независимой, чтобы перед законом были все равны, чтобы частная собственность была неприкосновенной, чтобы человек чувствовал себя в безопасности, чтобы ушли на сотый план проблемы этнических противостояний. Вот к чему нужно стремиться. Вот это и есть общие цели. Но, думаю, что это будущее. Мы придем к этому будущему, безусловно, вспомните еще наш с вами Федеральный совет, мы придем к нему либо через очень большой системный кризис, который придется пережить, либо если благоприятно сложатся обстоятельства, наверное, в результате следующих выборов.

Но что делать именно сейчас? На мой взгляд, сейчас есть две основные угрозы стране. Угроза первая - угроза войны. Угроза вторая - это угроза коллапса экономики. Вот я постараюсь изложить некую систему мер для начала выхода из того положения, в котором оказалась наша страна.

По первому вопросу. Главной темой является недопущение войны. Что для этого нужно сделать? Первое: нужно немедленно настаивать на прямых переговорах Путина и Порошенко относительно всего происходящего на востоке Украины. База для таких переговоров, безусловно, есть - это Минские соглашения от 5 и 19 сентября. И там есть ключевой момент, который уже был согласован, и теперь задача президентов - его реализовать. А именно: вывод всех незаконных и иностранных вооруженных военных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины. Это уже согласованный пункт, надо его выполнить, иначе это не будет иметь никакого конца. Только два президента могут вместе решить этот вопрос.

Дальше: обеспечить гарантии безопасности населению, которое проживает в этих регионах, на самом высоком уровне. А для этого нужно реально способствовать международному контролю за развивающейся ситуацией со стороны ОБСЕ и любых других организаций, в которых участвует как Украина, так и Россия.

Далее: закрытие российской границы и создание пояса безопасности.

Вот минимально необходимые меры, которые должны быть реализованы, и которые уже проговорены, и которые известны.

Второе. Надо провести как можно быстрее экономическое урегулирование с Украиной. Оно может состоять из двух основных блоков. Первый блок - это газ, снабжение и поставки газа. Надо договориться о том, что оплата за газ странами Европейского союза и Украины происходит на границе России и Украины. Все, после этого система цен, платежи, своевременность платежей и так далее является общей проблемой - как для Европейского союза, так и для Украины. И это решение проблемы на достаточно длительный период.

Еще один экономический элемент - вступление Украины в ассоциацию с ЕС не является препятствием для свободной торговли Украины с Россией. Это является трудной задачей для российских таможенных органов. Тогда таможне нужно будет прерваться в своей повседневной деятельности, но еще немного прерваться по делу, то есть, следить за тем, какие еще проходят товарные потоки. Но в любом случае это лучше, чем абсурдная контрабанда из Казахстана и Белоруссии, когда нам Беларусь поставляет киви, креветки, бананы, которые там, оказывается, растут в огромном количестве, как белорусские товары. Это просто улыбку вызывает. Вы посмотрите официальные сводки. Для чего анекдотичную такую устраивать историю?

Третье. Это меры по нормализации, связанной с взаимоотношениями с Украиной в целом. Для этого мы уже предлагали, я еще раз подчеркиваю, созыв международной конференции, которая и даст ответ о том, как должен быть проведен референдум в Крыму, по украинским законам, в полном соответствии с тем, как проводятся референдумы. Как он был проведен, например, в Шотландии, или как идет процесс подготовки референдума, например, в Испании. Для того, чтобы эта проблема сопутствовала России всю ее жизнь, и чтобы Россия не стала страной с непризнанными границами.

Это сложный, действительно долгий процесс. Но это путь к решению вопроса. Но для этого надо четко и ясно сказать - да, Крым не наш. Но это сложная вещь, есть другие решения, как в Триесте, например. Есть решения кантонизации Крыма, проведения ряда локальных референдумов. Но это все может решить только международная конференция, которая выражает интересы многих стран.

Это только первые предложения, которые необходимы для предотвращения войны.

Теперь по вопросу о недопущении экономического коллапса.

Фундаментальное решение – создание в России правового государства. Но это опять же стратегическая цель, это будет потом, а пока нужно решить две задачи, чтобы не допустить коллапса. Первое - это проблема санкций. И второе - я прошу услышать каждое слово - это сделать все возможное для решения проблемы цены на нефть.

По проблеме санкций, во-первых, сделать все то, что нужно для прекращения войны: решить вопрос Донбасса, Крыма, международной конференции. То есть, нужна политическая воля для этого.

Во-вторых, Россия должна изменить свою позицию по ряду ключевых вопросов. Например, Россия должна приложить максимум усилий для того, чтобы поддержать международное сообщество в части борьбы с террористическим Исламским государством. На сегодняшний день фактор ИГИЛ в цене на нефть играет весьма серьезную роль. По разным оценкам, годовой бюджет этой огромной террористической организации - самые высокие оценки ее численности, кстати, дает российская ФСБ - только от продажи нефти колеблется от 2 до 7 млрд долларов. И в адрес России звучат прямые угрозы. Так почему же они не присоединяется к решению этой проблемы? Это повлияет и на нефть и изменит взаимоотношения. Появятся новые элементы доверия, которые утрачены в последнее время. Кроме того, это позволит проводить обстоятельный диалог со многими арабскими странами. Это чрезвычайно важное направление действий.

В-третьих, нужен очень обстоятельный диалог с многими мировыми странами. Встреча в Брисбене, в Австралии, показала, что, хотя Лавров повторяет, что никакой изоляции России на сегодня нет, я начинаю думать, что все как раз наоборот, потому что он утверждает обратное. Это надо точно прекращать. Мир устроен по-другому. Никакая страна не может жить в изоляции. Мы не можем жить как Московское царство. Мы должны жить как современная, большая и влиятельная страна Россия. Нам нужно в этом направлении работать. Но на сегодня нет никакого диалога, все форматы, которые есть, очень ограничены, состоят из пропаганды и вообще закрыты для общества. Отсутствие такого диалога непродуктивно и очень опасно.

Нужно подчеркнуть, что мы уже очень много лет живем в стране, которая как-то частично и по-особому включена в мировую политическую систему. Не то это Европа, не то это Восток. Россия, конечно, член ОБСЕ, но особый, член Совета Европы, но особый, не вполне, на особых условиях, которые, в частности, состоят в том, что можно выполнять не все договоры и не в полной мере. Страна наша с сильной армией и ВПК, но при этом является сырьевой олигархией, а поэтому имеет очень слабую правовую и политическую систему. Она хочет жить с соседями по средствам разных технических договоренностей по разным техническим вопросам, но вне всякого доверия и понимания. В таких условиях информация заменяется пропагандой, а действительность представлена бутафорией, которая способна развалиться просто в один миг. Я хочу напомнить, что дважды в ХХ веке Россия разваливалась дотла, дважды. Неужели вы не видите, что процессы, которые идут сегодня, снова ведут нас в том направлении?

Усилия, которые были предприняты, чтобы не было такого положения, для создания целостного европейского мира в интересах всех народов, усилия, которые прилагались еще во времена СССР: усилия по заключению Парижской хартии и позднее, - они сейчас отвергнуты и заменены сказочными рассуждениями контрпродуктивного свойства.

Да, никто не хочет большой войны. Но в таких условиях она может случиться.

Да, виноватых в таком положении вещей много, и на Западе много. Но факт заключается в том, что не можем мы в XXI веке жить в сложном глобализированном мире по стандартам полуфеодальной, архаичной автократии. Говоря проще, не может великая европейская Россия долго и стабильно развиваться как обособленное Московское царство, ищущее стратегического союза где-то в глубинах Юго-Восточной Азии.

Мы, наша партия, наши сторонники, мы хотим сохранения нашей страны. И сейчас, и через 40 лет и через 100 лет. И нам всем вытаскивать страну из того положения, где она сейчас находится. Поэтому нам совсем небезразлично, что сейчас будет происходить.

Что же мы должны делать, чтобы сберечь ту страну, которая является нашей Родиной?

Мы вновь предлагаем некий стратегический план. Но для того, чтобы он реализовался, для подготовки конференции, налаживания диалога, о которой мы говорим, мы предлагаем все возможности гражданского общества России, мы предлагаем свои ресурсы. Их не так уж мало. Мы предлагаем наиболее высококлассных специалистов, известных во всем мире, таких, например, как академик Алексей Арбатов, для налаживания диалога с европейскими странами, с Соединенными Штатами.

Особенность того, что может сделать "ЯБЛОКО" в отличие от нынешней номенклатуры, "ЯБЛОКО" глубоко понимает национальную русскую культуру, глубоко понимает реальное состояние нашей экономики, понимает социальные и политические предпосылки, возможные поводы для эскалации конфликтов. Мы готовы это делать совместно с уполномоченными представителями для переговоров, посредниками с разных сторон. Такая народная дипломатия сегодня крайне необходима.

Еще раз повторю: отсутствие диалога непродуктивно и очень опасно. Без диалога многие проблемы не имеют решения вообще, и двигаться вперед невозможно. Да, на Западе есть многие позиции, в том числе, есть теперь такая позиция, что можно на Россию не обращать внимания. Но это ошибочная позиция. По тому, как недавно высказался Президент: медведь ни у кого разрешения ни на что не спрашивает, в том числе и у тех, кто не обращает внимания, до тех пор, пока он не отаптывается на тех, кто не обращает внимания. Не надо с этим шутить. На такую страну как Россия нельзя не обращать внимания.

Чем же мы отличаемся от всех остальных, кто мог бы это сделать? А мы тем отличаемся от остальных не только квалификацией, не только профессионализмом, главное - мы отличаемся тем, что к нам есть доверие и в России, и в мире. И мы сможем составить такой диалог. Чего абсолютно нет у тех, кто должен этим заниматься по долгу службы. А без доверия эти проблемы неразрешимы.

Сейчас очень важный и, возможно, критический момент. Безусловно, сейчас нужно серьезно задуматься, что сейчас делать. Мы стратегические планы предлагали не раз, но поскольку разногласия с нашим правящим слоем были очень серьезными, и если что и удавалось достичь согласия, то только по отдельным тактическим вопросам, то сейчас же надо принимать те меры, которые могут снизить риски, отойти от дальнейшей эскалации.

Какие же это меры?

Мы считаем, что политическая и экономическая ситуация, такова, что требуется быстрые и знаковые кадровые изменения. В частности мы считаем, что необходима смена правительства. Всего правительства или только экономического блока – вопрос второй. Но, по нашему мнению, важным сигналом для граждан России и для всей экономической жизни страны, назначение такого человека, который сможет реализовать программу финансовых и экономических мер, честно объяснить причины, перестать врать и говорить то, что на самом деле происходит, и принимать решительные серьезные меры. Я считаю, что таким человеком, которого можно рекомендовать на пост сейчас, немедленно, является Алексей Кудрин. Это человек, который много лет был министром финансов и который справится с этой задачей в таких обстоятельствах. И он обладает различной степенью доверия с разных сторон. В свое время "ЯБЛОКО" вносило такого рода предложения, тоже в критический момент, и вы знаете, какую это сыграло роль. И это было правильное решение. Несмотря на то, что и тогда назначаемый на должность человек не был ни нашим кадром, ни политическим союзником. Но это было важным обстоятельством.

Но это еще не все. Мы считаем, что необходимо принципиальное переформатирование Министерства иностранных дел. МИД должен перестать работать как министерство пропаганды и агитации, он должен вернуться к своим профессиональным обязанностям. Уже невозможно слушать сказки МИДа обо всем и ни о чем. Там такое количество заместителей министра, что им, возможно, уже просто нечем заняться, потому что не с кем разговаривать, так они стали делать просто какие-то умопомрачительно смехотворные заявления. Ну, надо же хотя бы самим себя уважать.

Хотели бы еще подчеркнуть, что, по нашему мнению, в министерстве обороны необходимо создать особую публичную структуру по стратегической разработке военной политики в области безопасности, потому что действительно существуют серьезные военные угрозы безопасности России. Они, конечно, находятся не Прибалтике, а в другом направлении, но они есть, и они очень серьезные, и связаны в том числе с Исламским государством.

Все меры, которые я называю, будут способствовать прекращению развала рубля как национальной валюты. В частности, прекращению необузданного роста цен, прекращению нарастания безработицы и спада производства, то есть, речь идет о защите нашей национальной экономики. Потому что придется нести ответственность за то, что экономику России сделали мишенью для санкций со стороны всех стран. А российскую экономику 20 лет создавал народ и заплатил за это очень большую цену.

Поэтому нужно сделать еще одну вещь - на полгода ввести мораторий на всякие глупости, которые все время звучат от депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Они уже даже сами от себя там устали. Но это просто невозможно. И это специально тиражируется - для того, чтобы окончательно дискредитировать парламентаризм, просто все. Чтобы показать, что в стране есть только один человек, который всем управляет. Не зря все опросы показали, что, оказывается, источником власти в России является президент. Ну, а что, так, в общем, и есть.

Уважаемые коллеги. Наша цель - качественно новая страна. Наша цель - качественные изменения в России. Не просто смена фигур у власти, а смена самой системы. Россия - наша страна, и в нашей программе сказано, что Россия - наша Родина, и стратегическая цель в ХХI веке - сохранение России в ее нынешних границах. Это программа нашей партии.

За ночью всегда приходит рассвет. Мы работаем с вами на то, что будет происходить, когда придет рассвет. Мы надеемся, что это будет не просто рассвет, но еще и рассвет нашей страны. "ЯБЛОКО" на сегодня - единственная политическая сила, способная нести ответственность за будущее. Да, нам часто говорят, что мы являемся партией политических идеалистов, и что мы все время говорим, что нам нужен журавль в небе. Так вот на это я бы хотел сказать следующее: да, мы - партия политических идеалистов, и да, мы предпочитаем журавля в небе утке под кроватью.

Нынешний год показал, что прагматики и так называемые реалисты нас вполне могут к этому подвести. Сейчас совсем не время пафоса, сейчас время очень серьезных размышлений и работы, мы никого не хотим унижать, мы никого не хотим оскорблять, мы никому не хотим давать избыточных политических оценок. Но мы хотим сказать: страна подошла к критической черте, и сейчас время не амбиций, а принятия серьезных политических решений. Именно на это направлен Федеральный совет, именно это мы хотим сделать для страны. Спасибо.

Роль и задачи партии «ЯБЛОКО» в современной российской политике

Партия "ЯБЛОКО" на протяжении всей своей истории действовала как политическая организация, основанная на вполне определенных принципах и идеологии, предлагала и разъясняла свою политическую позицию, не ставя выше нее получение думских мандатов или обретение кратковременной популярности за счет конформистского следования сиюминутным массовым настроениям.

Мы выступали против криминальной приватизации и непрофессиональных, ошибочных реформ, за импичмент президенту Ельцину за многие десятки тысяч жертв чеченской войны; наши лидеры при поддержке партии отвергали конъюнктурные коррупционные назначения в правительства, политику которых Партия «ЯБЛОКО» считала неприемлемой, противоречащей интересам граждан России. Наша партия в разгар предвыборной кампании 1999 года в условиях ура-патриотической милитаристской эйфории в одиночку выступила против эскалации войны, на которой строил свою карьеру Владимир Путин. Партия «ЯБЛОКО» неоднократно выдвигала своего кандидата в президенты, предлагая стране и народу политическую альтернативу криминально-олигархической системе, неуклонно ведшей Россию в тупик, к грани национальной катастрофы.

Мы — партия, которая немедленно, 14 марта 2014 года, признала аннексию Крыма аннексией и публично заявила об этом в решении своего Политического комитета, не отказывалась от своей позиции и не ретушировала ее в ходе предвыборных кампаний.

Мы многократно заявляли о необходимости прекращения военно-политической авантюры на юго-востоке Украины.

Мы открыто и последовательно выступаем как оппозиция нынешней авторитарной олигархии и ее антиевропейскому курсу.

«ЯБЛОКО» всегда умело сочетать твердое следование принципам со способностью вовремя разрабатывать наиболее эффективные и гуманные политические и экономические решения самых сложных проблем России, предлагать обществу выбор и альтернативу.

Такими были договор об экономическом союзе между бывшими республиками СССР и план пошаговых экономических реформ, являвшиеся в 90-х гг. реальной альтернативой Беловежским соглашениям и криминальной приватизации, гиперинфляции, конфискации сбережений граждан. Такими были предложение о назначении компромиссного премьер-министра во время кризиса 1998 г., альтернативные проекты бюджета России в 2000-2004 гг. Такой сегодня является программа «Дома - Земля - Дороги», направленная на создание прочной связи и доверия между обществом и государством.

Федеральный совет РОДП «ЯБЛОКО» считает:

Сегодняшняя задача партии - выводить страну из кризиса, в который ее завела не только нынешняя политика, антиевропейский курс, но и многие годы следования циничным правилам так называемой прагматичной "реальной политики".

Те, кто их исповедует, вне зависимости от декларируемых политических взглядов, в силу крайней узости политического кругозора и мышления, отсутствия перспективного видения, теперь зашли в очевидный тупик и тащат в него страну и народ.

России и, в особенности, российской политике жизненно необходимо следование иным правилам жизни - сахаровскому принципу нравственного выбора как самого прагматичного. Сегодня к нему надо относиться не как к красивой фразе, а использовать его как руководство к действию.

Следование европейским политическим идеалам и профессиональный подход в решении насущных проблем жизни страны - это то, что даст России шанс на создание современного государства, которому доверяют граждане.

Мы не приемлем ссылки на «неготовый», «некачественный» народ как главное препятствие для кардинальных перемен. Мы считаем народ России способным жить по европейским правилам и готовы профессионально с ним работать, демонстрируя связь между нашими идеалами и качественным изменением повседневной жизни, основ взаимоотношений между людьми.

Мы должны:

Во-первых, оставаться для общества ориентиром европейской демократической политики, не размывать, не ретушировать наши принципы, следуя «общественным настроениям», не рассчитывать даже на тактический союз с националистами, необольшевиками, сталинистами. Политический меморандум, предложенный избирателям и возможным политическим союзникам перед выборами в Московскую городскую Думу, - пример такой открытой политики. Мы не отказываемся от разговора с большинством, но считаем, что его нужно вести открыто и честно. Наша задача – разъяснять гражданам России суть происходящих событий и причины экономического кризиса, взаимосвязь уровня их жизни с их голосованием на выборах с целью активизации участия граждан в выборах и повышения электоральных результатов партии.

Во-вторых, быть интеллектуальным центром, занимающимся перспективой развития страны. Конечно, реализация стратегических мер невозможна в рамках сегодняшнего курса власти. Однако с каждым днем становится все очевиднее, что уже сейчас надо серьезно думать о будущем и готовить его. Мы уверены, что наиболее важной является разработка мер обеспечения доверия между людьми и государством, таких как программа «Дома - Земля - Дороги».

Третья задача - смягчение для людей последствий антиевропейского курса власти и сопутствующего ему экономического кризиса. Нужно помогать людям жить, насколько это возможно. Такая деятельность может быть сосредоточена в регионах, в частности, в тех, где у «ЯБЛОКА» есть представительство в региональной власти. Пример - разработка комплекса мер по теплоснабжению Санкт-Петербурга.

Наша партия должна сохранить и не позволить размыть свою идеологическую основу, должна постоянно вырабатывать стратегию и тактику эффективной деятельности, привлекать молодых образованных граждан, вести активную ежедневную работу с людьми.

Нет волшебного рычага для мгновенного прозрения российского общества, нет волшебного источника свободы как необходимости для достойной жизни, однако пока есть условия для ежедневной работы во всех названных направлениях - их надо использовать в полной мере.

Председатель Партии С.С.Митрохин

Вследствие проводимого политического курса над национальной экономикой России нависла серьезная угроза деградации и развала.

Как бы ни затушевывала государственная пропаганда складывающееся положение, в реальности мы имеем дело со стагнацией, приближающейся к рецессии, раскручивающейся инфляцией, фактическим снижением финансирования здравоохранения и образования, конфискационными мерами в части пенсионного обеспечения, нарастающим сокращением численности работающих.

Бюджет будущего года сверстан из расчета цены нефти в 93 доллара за баррель, а даже самые оптимистичные прогнозы предсказывают, что реальная цена будет гораздо ниже.

Внешние экономические санкции по предварительным подсчетам обойдутся России в 40 млрд. долларов в год, а потери вследствие уменьшения импорта, в том числе, и из-за запрета на ввоз продуктов из ЕС, обойдутся в 1 трлн. рублей в год.

Экономический рост резко замедляется, останавливается. Рост промышленного производства в 6 раз меньше прогнозировавшегося, отток капитала может достигнуть 130 млрд. долларов. Курс национальной валюты стремительно, временами неконтролируемо снижается. Инфляция в 2014 г. в 2 раза превысит ожидания, а каким будет рост цен в следующем году ответственно сегодня даже прогнозировать крайне затруднительно.

Серьезный системный кризис, в который погружается страна, и последствия которого чувствуют все россияне, лишь в ограниченной степени связан с внешнеэкономической конъюнктурой - ценами на нефть. Этот кризис искусственный, рукотворный, он - прямое следствие антиевропейского разворота России и серии крупных политических ошибок.

Экономическая составляющая антиевропейского курса власти ведет всю страну в ловушку: сырьевая экономика предполагает существование широких рынков сбыта, изоляционистская политика (переориентация на партнёров с гарантией невыгодных сделок) этому препятствует. Милитаристский бюджет и усиление госрегулирования угнетающе действуют на рынок.

Оторванность курса российской власти от реальности, его ориентация на политические мифы не позволяют адекватно оценивать экономические возможности страны и соотносить их с политическими целями. Невозможно, имея экономику, представляющую 2 - 3% мирового ВВП, претендовать на роль геополитической сверхдержавы, хотя бы и региональной.

Кроме того, на экономике крайне негативно сказывается ситуация нестабильности, порождаемой не только падением национальной валюты и последствиями санкций и «самосанкций», но и безответственными заявлениями близких к власти экономистов и отдельных высокопоставленных чиновников. Они призывают перевернуть экономическую реальность, не просто поменять правила игры, а затеять нечто принципиально иное, вообще несовместимое с рыночной экономикой, даже в том виде, в котором она существует сегодня в России.

Те, кто сегодня принимает экономически значимые решения, ведущие к изоляции России, оттоку инвестиций, разного рода санкциям, будут нести всю полноту ответственности за разрушение экономики, которая создавалась в течение 20 лет тяжелым трудом многих людей - не олигархов, получивших свою условную собственность через мошеннические залоговые аукционы, не государственных чиновников, нажившихся за счет использования служебного положения, а предпринимателей и работников - большинства российских граждан. Люди пошли на большие жертвы, чтобы вопреки государственной политике, ошибочным реформам, бесправию и навязанным правилам жизни использовать любую возможность для создания самостоятельного бизнеса, его интеграции в мировую экономику, внедрения в жизнь россиян передовых технологий, инноваций, поддержание в работоспособном состоянии предприятий, сохранение образования, здравоохранения, культуры. Граждане России верили, что именно европейская экономическая модель даёт возможность любому работоспособному человеку своим трудом заработать на достойную жизнь себе и своим детям.

Результаты этого огромного труда уничтожаются ради бессмысленных иллюзий.

Сегодня очевидно, российская власть не только не собирается отказываться от политического курса, подрывающего экономику, но и демонстрирует неспособность справиться хотя бы с самыми острыми проявлениями кризиса, требующими неотложных действий.

Президентское послание 2014 г., которое должно было сформулировать направления выхода из кризиса и ответить на наиболее острые вопросы, - лишь подтвердило и закрепило тот курс, который привел страну к системному кризису.

Несколько правильных мер, связанных с поддержкой бизнеса, явно недостаточны и не преодолеют гигантское недоверие к государству, которое характерно для страны в целом, а для предпринимателей - в особенности.

Очевидно, что разрабатывать и принимать эффективные неотложные меры по защите национальной экономики и граждан некому. В России фактически отсутствует правительство как орган, вырабатывающий и осуществляющий единую экономическую политику. В правительстве нет единства мнения, воли, целостности суждений. Это делает невозможными какие бы то ни было осмысленные и последовательные усилия по решению или хотя бы смягчению с каждым днем все обостряющихся проблем.

Федеральный совет РОДП «ЯБЛОКО» заявляет:

Стратегическая задача России в области экономики - смена политического курса: отказ от антиевропейского "евразийского" направления, возвращение к построению современного правового государства, институциональные реформы, неприкосновенность частной собственности, свобода, закон и честная конкуренция.

Среднесрочная задача - добиваться отмены санкций и восстановления полноценных экономических связей нашей страны с ведущими экономиками мира.

Необходимое условие решения этих задач - отказ от антиевропейского курса - прямо связано со сменой сложившейся в последние четверть века корпоративной олигархической системы экономики и власти, фактическим переоснованием государства на современной европейской, гражданской демократической основе. Это приоритетная цель «ЯБЛОКА».

Однако решение краткосрочных неотложных экономических задач не терпит отлагательства. Уже сейчас необходимо и возможно:

- прекратить дестабилизацию экономики безответственными заявлениями, сделать ситуацию предсказуемой, насколько это может зависеть от государства;

- пересмотреть цели и задачи в области экономики, в частности, в сегодняшних условиях абсурдно тратить 20 триллионов рублей на оборону;

- разработать и реализовать широкую социально-экономическую программу по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения в связи с наступающим в 2015 году спадом производства, ускоренным ростом цен, увеличением открытой и скрытой безработицы, снижением реальных доходов;

- предпринять не декларативные, а реальные действенные шаги по активизации деловой и предпринимательской активности; для этого мало зафиксировать существующую ситуацию, необходимы действенные меры по восстановлению хотя бы минимального доверия предпринимателей к государству. Это программа-минимум, программа выживания, однако и для ее осуществления необходима активизация работы правительства и существенное улучшение ее качества, невозможные без реорганизации правительства.

Главное требование сегодняшнего дня - профессиональное ответственное правительство, способное осуществлять меры по спасению экономики и смягчению ударов, которым она подвергается, в условиях углубляющегося кризиса.

Мы считаем, что это требование должны и могут поддержать не только наши политические союзники, не только оппозиция, но и все политические и общественные силы, осознающие свою ответственность за сегодняшнее положение и будущее соотечественников.

 

Председатель Партии С.С.Митрохин

 Другие новости Федерального Совета 13-14 декабря 2014г. 

 

 

Дополнительные ссылки